ПК-ностальгия
HOME
Железо
Программы
Оборудование
Статьи и публикации
Фототаблица
Ссылки
Почта
Гостевая
ПОИСК
Новости Яndex
О сайте

Этот сайт предназначен, прежде всего, людям, ностальгирующим по ушедшим РУССКОМУ СЛОВУ, Windows 3.1, ФОТОНУ, процессорам 486SX и иже с ними.
Конечно, времена должны идти вперед, но почему они обязательно должны уходить?

StuhlbergR 2007-2008 ©
DOOM ностальгия

"Why are there monsters?"
(DOOM - Infernal Sky)

Статьи про DOOM
Скриншоты DOOM
Рисунки DOOM
DOOMострой
Демки
Разное...

И снова E1M1

DOOM...Миллионы километров до родной планеты; пути назад нет и не будет. Весь мир сжался до размеров космической станции. Была перестрелка, и в той операции ты отказался выполнить приказ. Может, как раз пришло время пожалеть об этом? Кто были тебе те люди, которых ты не стал расстреливать? - они даже никогда не узнают о твоем существовании. Полчаса назад в эфире звучали душераздирающие крики погибающих ужасной смертью людей. И это кричали морпехи - профессионалы, выкованные из брони, приученные умирать стиснув зубы. Что там случилось?

Ты стоишь, сжмая в левой руке пистолет (слабая защита от неизвестности); впереди - мрачная тишина, полутемные внутренности ангара да несколько бочек с зеленой жижей... И ты делаешь первый шаг.

Так начинается первая часть игры DOOM, которой было суждено опередить свое время, навсегда определить дальнейшее направление развития компьютерных игр и, пережив саму себя, вновь и вновь возрождаться - то на консолях, то в эмуляторах, то на многочисленных портах. Без преувеличения, DOOM подобен фениксу, умирающему красиво у всех на глазах, но столь же красиво - на виду у тех, кто наблюдал и предсказывал его смерть, - воскресать, играя обновленными красками, но при этом - ничуть не изменяясь.

Казалось бы, с выходом третьей части, первая была обречена на забвение. Так происходит со многими играми. Но DOOM снова обманул всех и посмеялся последним.

Многочисленные мапперы со всего мира принялись за воссоздание первой и второй части на моторе третьей. С переменным успехом, впрочем. Кто-то ограничивался механическим воспроизведением перводумов, используя ресурсы DOOM 3, кто-то привносил свое в тысячи раз пройденные уровни; иные следовали по пути любопытному: пытались перенести атмосферу третьей части в карты первых двух. И те, и другие, и третьи сделали свой вклад в построение Вселенной DOOM, оставив - кто маленькими буковками, кто тяжелыми и пылающими - в ней свои имена. Безусловно, выделяется на этом фоне проект Classic DOOM, породивший множество клонов, то затухающий, то внезапно радующий нас обновлениями. И дело не только в том, что здесь работают настоящие профи, и даже не столько в том, что в данном проекте произведена попытка глобального переноса всех карт перводумов в мир третьей части; на самом деле, как мне представляется, секрет кроется в двух причинах: 1). практически полное воссоздание первых двух игр - с текстурами, предметами, системой ресурсов и монстров; порой создается впечатление, что играешь в тот самый DOOM, каким он был бы, выйдя на экраны... то есть, на мониторы пару лет назад; 2). Classic DOOM постоянно развивается. Авторы проводят работу над ошибками и не забрасывают свое детище, как это происходит с прочими схожими проектами.

Как правило, мапперы-любители, предпочитая сделать один (реже две - три) ремейка своей любимой карты (в рекордсменах тут, конечно, E1M1, на втором месте - MAP01), в дальнейшем не слишком заботятся о развитии своего творения. Независимо от того, вышла ли карта хорошей или "так себе".

E1M1 для HereticМне попадались (уверен, и вам также) уровни перводумов, выполненных на моторах других игр. Например, для Heretic, Quake, Serios Sam, Call of Duty... Для Counter-Strike вот не видел; впрочем, уверен, такие просто не могут не существовать - сам бог велел E1M1 сделать для CS - эта карта рождена для зарубов по сетке.

Более того, как по секрету поведал мне один знакомый Какодемон, во времена оные существовал такой обычай: всякий, кто хотел стать настоящим маппером, должен был "изгадить" карту E1M1. И было сие действо своего рода посвящением. Не стал ломать древних традиций и я, не долго думая, заменив всех монстров вышеупомянутой карты на импов. Надо сказать, результат оказался неожиданным! Знакомая игра приобрела больше динамики. Только вот стала практически непроходимой. Думаю, народные думмерские забавы (пробежать уровень без единого выстрела и т.п.) на такой карте осуществить будет проблематично... Впрочем, для истинных думгодов всякое по плечу, они еще и прикурят от файербола импа, а окурок в той самой бочке с зеленой мутью затушат. Ну да у думеров свои забавы, у мапперов - свои.

Казалось бы, ну что особенно сложного в том, чтоб напрямую скопировать ту или иную карту в каком-нибудь редакторе - да и запустить в ход на радость игрокам всего мира. Благо, геометрия и геймплей уже давно просчитаны, секреты также - больше десяти лет как не секреты. Ан нет же, не получается того самого. Даже в Heretic, скажем, где баланс ресурсов и монстров практически идентичен ДУМу, воссоздание E1M1 - задачка та еще.

DOOM Heretic
DOOM 2 Heretic
DOOM Heretic

Тупо "выдрать" секторную составляющую из DOOM и вставить в Heretic, навешав "еретиковские" текстуры и заменив при этом соответствующих монстров, - самый простой и самый, к счастью, неприемлемый для истинного маппера путь. Потому как каждая игра имет свою душу, свою уникальную атмосферу и свою систему геймплея. Тот же Heretic отличается от DOOM, прежде всего, своей "волшебностью". Вот и нужно стараться передать это ощущение волшебства и ожившей легенды. И вставка на место взрывающейся бочки лопающегося шара волшебности в вашу карту не привнесет.

Но нужны ли подобные ремейки? Ведь старые карты давным-давно пройдены, тысячи тысяч раз отстреляны все монстры и собраны "секретки". Какой смысл тащиться в самый конец карты с тем только, чтоб пересечь сто лет известную черту, вернуться назад и подобрать в том же самом месте тот же самый "секрет" - только вместо шотгана - скажем, лук?..

Один мой знакомый, сильно увлеченный компьютерными играми, регулярно апгрейдящий свой ПК до самых что ни на есть распоследних новинок игрового "железа", например, специально купивший полную "гоночную" оснаску (руль, кресло, педали...) для одной только Need for Speed, а четырехбашковый процессор для "кризисных" шейдеров, на мой вопрос о DOOM 3 некоторое время не нашелся в ответе.

- DOOM 3?.. - переспросил он, что-то про себя припоминая. - А, ну да, было такое, сто лет назад прошел, забыл давно.

Так вот, для таких геймеров смысла, конечно же, никакого нет ни в MAP01 for Quake, ни в любопытстве отстреливания в водяном коридоре какой-нибудь гаргульи вместо привычного на том месте импа в коридоре железном. И я нисколько не упрекаю подобных игроков - каждому свое, безусловно. Иной глотает игры так же, как игры глотают место на жестком диске его компьютера; другой же что-то ищет в сотни раз изведанных комнатах и подземельях, что, в общем, сродни дзен-медитации. Если у первого руки затрясутся от одного только вида диска со свежеиспеченной Flash Piont 2, то второго прошибет пот вожделения при сочетании "total conversion DOOM 2 игры Blood" (играл я в такое, неплохо, надо сказать, получилось у разработчиков). Получается, что вопрос, заданный выше, - риторический. Каждый может ответить на него по-своему.

Касательно же переноса карт перводумов в D3 - то здесь мапперов ожидает несколько "подводных камней". Первый - монстры. При попытке впихнуть тех же самых зомби-охранников строго в местах их скопления в ДУМе 1-2 получается безобразная непрохдимая мясорубка (особенно если за эталон берется уровень прохождения Nightmare). Дабы как-то исправить ситуацию, маппер снаряжает игрока усиленным вооружением в виде дробовика и/или плазмогана, раскладывает дополнительные аптечки... И - все, и весь баланс первого ДУМа испорчен. Ну не было в оригинале дробовика в самом начале, и аптечек там в большом количестве не наблюдалось! Как вариант - в секретной комнате выдать вместо шотгана (это я про самую первую карту самого первого ДУМа, как вы уже догадались) плазмоган. Но он встречается далеко не в самом начале оригинала. Конечно, и такой вариант имеет право на существование при грамотном исполнении, но... это уже не DOOM 1.

Никто не говорит о прямом копировании всего арсенала вооружения - как раз я против этого, все равно ничего не получится, как бы авторы ни старались, - ну разные у этих игр характеристики по геймплею, ну что ж теперь поделать! Тем не менее, многие любители акцентируются именно на точном копировании противников. Но ведь пинки в D1-2 и та же зверюга в третьей части - совсем разные как по тактике ведения боя, так и по жизненным параметрам. Если раньше можно было засунуть добрый десяток "розовых" туш в одну комнату, то теперь и один может заставить игрока неслабо вспотеть. А в лабиринтах первой части, как мы помним, пинки обитают в немалом количестве. Так что, как ни крути, о точном копировании и речи быть не может. И это прекрасно! Иначе все игры различались бы лишь цветом униформы у солдат и качеством текстур комнат.

Пинки
Пинки в DooM 64
Пинки
Пинки в DooM 3
Пинки
Такую ораву можно увидеть только
на любительских картах
Пинки
Невидимый пинки в DooM 1 (порт JDoom)

Другая рифовая каменюка, дожидающаяся маппера в плавании по руслам ремейков - это соответствие геометрии оригиналу. Большинство карт, в которые довелось играть вашему покорному слуге, страдает отсутствием сохранения пропорций. Как правило, в сторону сужения пространства. А также - нарушения, собственно, геометрии. Игрок не всегда может точно определить такие огрехи сразу, но, пройди меньше трети карты, подвох все же почувствует. Особенно думмеры "со стажем", измеряющие игровое пространство скорее инстинктом, нежели глазами, и ту самую долю секунды, больше или меньше затраченную на преодоление того или иного поворота, - учуят и, чего доброго, могут с досадой вжать <Esc>: дескать, снова поделку подсунули. Взгляните на скриншоты ниже. На первом - структура оригинальной карты E1M3, на втором - та же E1M3, но выполненная маппером на движке DOOM 3. Различия просто поразительны. Хотя сам ремейк и смотрится довольно прилично.

E1M3 E1M3

Опять же, я не ратую за полное и безоговорочное копирование карт оригинала. Те же разработчики Classic Doom частенько изменяют уровни, соответствующие тому или иному моменту перводума. То лифт-платформу уберут, то "лишнюю" нишу добавят... Обычно игроку даже интересно "вылавливать" такие моменты отличия.

Я "всего лишь" за органичное слияние игр. А вот этого-то часто и не присутствует в многочисленных "переделанных" картах. Похоже, соорудить ремейк известной карты - задача ничуть не легче, чем построить хороший уровень "с нуля". Тем более, что приверженцы старого ДУМа всегда настороженно и ревниво смотрят на все новые-старые карты. И редко услышишь от них доброе слово в адрес подобных "переделок".

Здесь же я попытаюсь поведать вам о некоторых таких вот ремейках, которые мне довелось повстречать в своей игровой "карьере". Заинтересовавшись этой темой, я в свое время провел немало часов в Сети в поисках "ремейкированных" уровней и поразился их количеству. Потому будет естественным, что обо всех написать не смогу. Тем не менее, предприму героическую попытку раскрыть хотя бы толику многообразия существующих уровней-ремейков - как хороших, так и... не очень.

Более того, у самого в планах зреет - нарисовать карту "по мотивам". Впрочем, всему свое время.

e1m1
e1m1 в моем исполнении с импами :)
Classic Doom
Внешне снаряжение думмера в Classic Doom
разительно схоже со своими аналогами в оригинале

Штулберг Р.

Позднее дополнение: конечно же, и для "Контры" существует множество уровней по мотивам DOOM 1-2. Я даже удивился их количеству. Выше было написано, что такие уровни мне не встречались, теперь же с чистой совестью могу дописать: встречались. И еще как! Некоторые из них вы можете, например, скачать с сайта DOOM Power.
Ш.Р.Р.


hdoom11
E1M1 for Doom III
Моя карта Reboot (ремейк E1M1)
Моя карта Reboot2 (ремейк Map 01)


DOOM-ностальгия

Статьи о DOOM

Большинство предоставленного здесь материала является цитированием со старых номеров компьютерных журналов, таких, как "Мир ПК" или "Весь Компьютерный Мир". К сожалению, все мои попытки связаться с этими изданиями по поводу вопроса о цитировании были безуспешны. Издания упорно хранили молчание. Что я разрешил себе расценивать как знак согласия, указывая, тем не менее, повсюду как выходные данные издания (с работающей ссылкой на Интернет-представительство), так и автора публикации. Тем более, что, в силу срока давности этих публикаций, вряд ли материал можно рассматривать как коммерческий или рекламный, пусть даже названия фирм здесь и присутствуют (уж без этого никуда). Ежели появятся какие претензии по оному поводу, прошу издания связаться со мной

Райво Штулберг


Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru Сайт мышонка Портал HotINDEX: знакомства, товары, хостинг, создание сайта, Интернет-магазин, развлечения, анекдоты, юмор, эротика, погода, курсы валют и многое другое! Сайт Татьяны Полукаровой Яндекс цитирования Каталог Ресурсов Интернет
Белый каталог сайтов Литературное ДАО

Автор обращает внимание на то, что никакой представленный здесь материал не служит рекламным целям ни фирм,ни их продкутам, а носит сугубо информационно-образовательный характер

Hosted by uCoz